6 ТИПОВ ПЛОВЦОВ

RSS
31 октября 2016

Как разрабатывался наш классификатор пловцов

Классификация пловцов — это детище Пола Ньюсома. Он хорошо помнит, что легло в основу этой разработки и историю ее создания.

Сделайте правильный выбор

Многие триатлеты покупают большую часть своей экипировки в интернет-магазинах. Не делайте этого при покупке гидрокостюмов. Их перед приобретением обязательно нужно примерить. В идеале следует делать это в специализированных магазинах, в которых представлен широкий ассортимент различных костюмов, и по ходу примерки можно обратиться за помощью к специалисту. Если продавец говорит вам, что после примерки неопреновый костюм садится по фигуре того человека, кто его мерит, не особо доверяйте его словам, гидрокостюм не испортится после одной примерки, тем более что именно в воде он растягивается сильнее и со воеменем действительно садится по фигуре. В основном не желание продавцов давать костюм на примерку связано с скорее с маркетинговыми целями. В некоторых магазинах сейчас даже устанавливают компактные бассейны Endless Рооl, так что вы можете «в деле» опробовать выбранный вами костюм перед покупкой. Если такая возможность есть, ею непременно стоит воспользоваться.

Так же, как в случае с кроссовками, вам нужен не самый красивый или самый дорогой гидрокостюм, а такой, который идеально сидит и, что очень важно, соответствует вашему стилю плавания. Еще раз внимательно перечитайте раздел этой книги, посвященный классификации пловцов, и определите, к какому типу вы относитесь.

* Если вы «Арни», «бамбино» или «глиссер», вам, скорее всего, больше подойдет плотный костюм хорошей плавучести, особенно в районе бедер и ног.

* Если вы «ударник», «свингист» или «смуз», то чем тоньше и гибче будет материал гидрокостюма, тем лучше.

В зависимости от положения тела в воде «глиссеры» подразделяются на две категории. Среди них встречаются пловцы с очень низкой частотой гребка (менее 48 Г/мин) и ощутимыми паузами в его начале. Им, как правило, свойственно заниженное положение ног, и поэтому больше подходят гидрокостюмы повышенной плавучести. «Глиссеры» с менее выраженной паузой в гребках и приемлемой частотой (более 54 Г/мин) занимают хорошее горизонтальное положение в воде. Таким подходят более тонкие и гибкие гидрокостюмы. Конечно, пловцам первой группы (классическим «глиссерам») со временем было бы полезно отточить свою технику настолько, чтобы вообще отказаться от использования гидрокостюмов. Если плавать быстро, равномерно, занимая оптимальное горизонтальное положение, это вполне допустимо!

Пол Ньюсом: В Великобритании, где я вырос, проходит много соревнований по плаванию, и мне всегда был очень интересен вопрос: как телосложение пловца влияет на его результаты в плавании баттерфляем, кролем на спине, брассом и вольным стилем. Наиболее высокие пловцы с гибкими тазобедренными суставами особенно хорошо плыли брассом; высокие мускулистые спортсмены с мощными ударами ног были хороши в вольном стиле и спринтерских заплывах на спине; более коренастые ребята, гибкие в верхней части корпуса, замечательно плавали баттерфляем. Поскольку сам я был невысок ростом (по сравнению с некоторыми из моих соперников-гигантов), мне лучше всего удавались дистанции в 100 и 200 метров баттерфляем, а также заплывы на более длинные дистанции вольным стилем. Казалось, сколько бы я ни работал над скоростью, я не смогу достичь большего в спринте, но зато я прекрасно плавал от бортика к бортику, выдерживая среднюю скорость. К сожалению, за регулярные тренировки и прилежание не выдают призы, в нашем деле ценилось одно - доплыть первым.

Я не мог выбрать себе другой рост или размер стопы. И мне было бы намного легче, если бы кто-нибудь тогда подсказал мне, что мои генетические данные могут дать мне преимущества в одном из стилей или на определенной дистанции. Тогда я, конечно же, оставил бы попытки достичь сверхъестественной скорости на 50 метрах вольным стилем, соревнуясь с соперниками с ростом под 190 см. К тому же стиль и техника, подходившие для этих парней, в моем случае были совершенно бесполезными.

Когда я был юниором, тренеры сообщили, что мои результаты выглядят не слишком убедительными. Друзья дали мне прозвище «Пароходик Вилли», намекая на частоту и энергичность моих гребков. К сожалению, в конце 1980-х - начале 1990-х годов плавание на открытой воде еще не было популярным видом, и юных пловцов в возрасте 10-11 лет не поощряли плавать на дистанции, превышающие 400 метров. Остается только пожалеть, что мы тогда не знали о том, как разнятся стиль и навыки применительно к плаванию в различных условиях и на разные дистанции.

К сожалению, мне как спортсмену не удалось выйти на международный уровень. Зато в 16 лет я переключился на триатлон и, очутившись на открытой воде, сразу почувствовал себя как дома: сказалось преимущество в аэробной подготовке и быстрый темп гребка. На длинных дистанциях с неспокойной водой я чувствовал себя намного увереннее, чем на 50- или 100-метровках в бассейне. Еще будучи юниором и относясь к возрастной категории до 23 лет, в 1997-2001 годах я уже представлял Великобританию в соревнованиях по триатлону. Это просто фантастическое ощущение - знать, что ты один из самых быстрых пловцов. Я был благодарен своим тренерам за знания и опыт, полученные в плавании, и самому себе - за упорство в занятиях спортом, в то время как многие из моих товарищей «ушли на покой», будучи еще подростками.

У меня никогда не было сомнений по поводу того, чем заниматься после получения диплома в Университете Бата: я собирался стать тренером по плаванию и триатлону, было желание поработать в первую очередь с взрослыми спортсменами, имеющими небольшой опыт в плавании. Я хотел помочь им повысить эффективность в воде за счет своих знаний в области биомеханики и навыков видеоанализа. Все получилось как нельзя лучше.

В 2002 году я оказался в солнечном Перте (пока в роли обычного туриста с длинными светлыми волосами, всем своим видом напоминающего хиппи). Мне предложили… должность главного тренера в самом большом клубе по триатлону в Западной Австралии. Водный центр на стадионе «Челлендж» должен был стать моей базой, он имел три 50-метровых бассейна. Спортивный объект поистине невероятнейших размеров! Здесь круглосуточно работало лучшее в мире оборудование и, казалось, возможности для моего любимого видеоанализа и корректировки техники спортсменов просто бесконечные. Тогда я и начал нарабатывать свою «видеобиблиотеку», накапливая по ходу дела бесценный практический опыт. Несмотря на то что местные ребята постоянно подшучивали над тем, что какой-то «англикашка» будет учить их, австралийцев, плавать, я приступил к работе сразу с большим количеством пловцов. Кто-то из них делал только первые шаги в спорте, другие были призерами в соревнованиях по триатлону и в плавании на открытой воде. Когда есть счастливая возможность изо дня в день работать с сотнями пловцов разного уровня подготовленности, волей-неволей начинаешь замечать в их движениях определенные закономерности. Я, будучи человеком пытливым, да еще и с аналитическим складом мышления, начал сопоставлять основные ошибки в технике с особенностями телосложения, пола и опыта спортсменов. Я задался вопросами: нет ли связи между эффективностью плавания и физическими данными?

Правильно ли я делаю, давая в зависимости от типа пловца разные указания и советы, ведь иногда они даже противоречат друг другу?

В то время считалось, что всех нужно учить одинаково, «стричь под одну гребенку» вне зависимости от особенностей физического сложения и предыдущего опыта. Одним из самых важных указаний тогда был призыв максимально удлинить гребки, настолько, насколько это физически возможно, снижая их частоту. Считалось, что это повышает эффективность. Но как понять, что означает «удлинить» и «соблюсти верное количество гребков», если спортсмены различаются по росту, длине рук? Заветным для пловцов и тренеров тогда считался показатель менее 40 гребков на 50 метров; в конце концов, и Иан Торп, и Александр Попов делали меньше гребков, чем кто-либо из их соперников, и их работа на дистанции выглядела очень грациозной. Пловцов постоянно заставляли выполнять бесконечные комплексные заплывы в бассейне, снижая количество гребков на заданной дистанции. Тех, у кого было наименьшее их количество, хвалили, других, с показателями выше среднего, «забраковывали», ставили на них клеймо «неэффективен», и уже не имело никакого значения, какую скорость они покажут на очередных соревнованиях.

Кажется, что садясь за написание своих учебников, большинство тренеров и теоретиков от плавания просто отказывались замечать, что в мире существуют и пловцы, преуспевающие на дистанциях, превышающих 400 метров в бассейне, втом числе и пловцы на открытой воде. Возьмем, к примеру, чемпионку мира в плавании на открытой воде, многократную победительницу в марафонских заплывах Шелли Тейлор-Смит из Перта. В 1991 году Шелли заняла первое место в марафонском заплыве, причем обошла в нем не только всех женщин, но и всех мужчин. В том же году она выиграла золото чемпионата мира на дистанции 25 километров на открытой воде. Ни в каких других спортивных дисциплинах, требующих длительной физической нагрузки, женщинам не удавалось превзойти мужчин. Но Шелли это сделала наперекор всем традициям.

Шелли сломала не только гендерные стереотипы, она нарушила и традиционную технику плавания! При росте 165 сантиметров Шелли, как и большинство пловцов с такими физическими характеристиками, не могла выполнять менее 40 гребков на 50 метрах в бассейне, ее показатель составлял около 52 гребков. Шелли добивалась скорости за счет правильного сочетания длины и ускоренной частоты гребка (около 90 гребков в минуту). Для многих, осмелившихся работать с такой высокой частотой гребка, это означало бы однозначный приговор: «Неэффективен». Но вот на свет вышла одна из лучших пловцов на длинные дистанции, и ее техника исполнения была именно такой. И результат: кубок за кубком на крупнейших соревнованиях, женщина-спортсмен превосходит пловцов-мужчин. Шелли развивала и совершенствовала движения, оптимальные для ее комплекции, так же, как потом это делали олимпийские чемпионы Джанет Эванс и Лаура Манаду, Дэвид Дэвис и Лотта Фриис (все они были удостоены медалей на Олимпийских играх). Было очень волнительно встретиться с Шелли и своими глазами наблюдать за тем, как она плывет. И чем больше я наблюдал, тем лучше понимал, что традиционное мнение о плавании ошибочное: в нем нет одного для всех способа стать эффективным.


СТИЛИ ПЛАВАНИЯ


В то время как в прессе и интернете все продолжали твердить: «длинный гребок всегда лучше», на практике я обнаружил, что для некоторых это действительно было так, но другим данный совет наносил ужасный вред, потому что не отвечал их росту и силовой подготовке. В погоне за более длинным гребком эти пловцы создавали столько же проблем, сколько и решали. Термин «глиссер» я ввел в обращение еще в 2004 году, наблюдая за многими пловцами, старавшимися максимально удлинить свой гребок за счет глиссирования (скольжения). У них все было в порядке с согласованием движений, с положением тела в воде, но они остановились в своем развитии, пытаясь выработать максимально удлиненный гребок. Получив научное образование в области спорта, я понимал, что необходимо провести соответствующее исследование, получить неоспоримые доказательства ошибочной пропаганды удлиненного гребка, тем более что примеры критического отношения к прежде незыблемому постулату начали приходить один за другим.

Мысленно возвращаясь к собственному опыту, я понимал, что для великанов с ростом 190 см и мощными ударами прием со скольжением подходит прекрасно, ведь они между гребками могут использовать работу ног для того, чтобы проталкивать себя вперед, но лично я не обладал ни высоким ростом, ни мощными ударами. Такими же характеристиками отличались и многие из моих учеников, и большинство из них тренировались для выступлений на соревнованиях на открытой воде и в триатлоне, где на поверхности воды возникает постоянное волнение и рябь из-за соседства с другими пловцами. Понимание необходимости разных подходов к обучению плаванию разных людей стало главным результатом моих размышлений. Для начала полезно использовать наглядные примеры (как, например, наша анимация «Мистер Смуз»), у вас должна быть возможность адаптироваться к условиям, в которых вы будете плавать, а также найти оптимальный стиль с учетом вашего опыта, физической подготовки и даже личных качеств.

Один из моих тренеров в университете всегда говорил: «Стили плавания - это как отпечатки пальцев, не существует двух одинаковых». И, понимая, что это действительно так, я, начал сопоставлять увиденное и пришел к выводу, что некоторые повторяющиеся ошибки и закономерности в движениях складываются в определенные «типы» пловцов. Более сильным атлетам с ограниченным опытом в плавании мешало заниженное положение ног в воде. Другие ученики могли похвастаться хорошей работой ног и чудесным положением тела, но они неизменно оказывались позади всех, когда использовали колобашку. Пловцы с более аналитическим складом ума могли подробно объяснить, что и как они должны делать в воде, но оказывались совершенно неспособными воплотить это в жизнь. Себя я относил еще к одной категории - пловцов с большим опытом, у которых развился комплекс «неправильной» техники, неспособных активно работать ногами (и при этом они могут плыть спринт!).

Было очевидно, что пловцы должны развивать навыки и работать над техникой по-разному. Если бы их можно было классифицировать, разбить на определенные типы, выдать каждому индивидуальные рекомендации по совершенствованию навыков, они могли бы наработать оптимальную частоту гребка и технику, максимально подходящую к их телосложению. Мы бы смогли уйти от программ, написанных под копирку, срабатывающих только на нескольких везунчиках. Работая совместно с другими тренерами компании Swim Smooth, обмениваясь опытом и идеями, в 2007-2008 годах я окончательно сформулировал принцип разделения пловцов на типы. Я испытывал радостное волнение при мысли о потенциале, заложенном в нашей классификации, но вместе с тем понимал, что ее еще нужно как следует проработать, обосновать, перед тем как явить на всеобщее обозрение.

Проработав технические вопросы, касающиеся каждого типа пловца, я заинтересовался тем, что всем им присущи свои отличительные черты характера. Как тренер я за 15 лет работы убедился, что умение наставника общаться и правильно давать советы означает для спортсмена не меньше, чем сами советы. За эти годы я встречался с огромным количеством пловцов: некоторые из них были очень прямыми людьми, желавшими получить прямые ответы на прямые вопросы, без всякого сопутствующего лицемерия, другие жаждали услышать научные пояснения, некоторые не хотели, чтобы тренер вмешивался в технические вопросы, но нуждались в поддержании своей мотивации, есть те, которых нужно подбадривать, ни в коем случае не «запугивать» техническими терминами. Если вы наставник, то наш классификатор поможет вам наладить общение с другими пловцами. Когда вы знаете, о чем надо говорить, когда говорить и как сделать, чтобы информация была понята собеседником, - вы нашли ключ к успеху на тренерском поприще. Лично для меня это самое интересное, что я смог почерпнуть из разработки своей системы.

В общем, перед вами своеобразный итог тысяч часов тренерской работы. Мы приложили много усилий, чтобы максимально адаптировать эту систему, сделать ее легкой для понимания и практического применения. Чтобы вы могли легче запомнить необходимую информацию, мы прибегли к мультипликации, легкому юмору. Только не думайте, что мы включили их в текст из беспечности. Как раз наоборот. Определите, к какому типу вы относитесь, и выясните, как нужно работать над оптимизацией навыков, и тогда вы начнете быстро прогрессировать, как если бы вы занимались у нас в Перте.

Пловец типа Глиссер

Австралийские тренеры по плаванию Пол Ньюсом и Адам Янг в книге "Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов" подробно рассказывают о созданной ими в результате многолетней работы классификации пловцов вольным стилем. Пол и Адам выделили шесть типов пловцов со своей техникой плавания и своими чертами характера, и дали им следующие названия: Арни, бамбино, ударник, глиссер, свингист и смуз.

Глиссеры — как правило, пловцы, освоившие вольный стиль плавания уже во взрослом возрасте. Чаще всего это вдумчивые люди, которые обучались плаванию, внимательно сверяясь с книгами и информацией в интернете. Почти всегда они хватаются за теорию о том, что для эффективного плавания вольным стилем нужно удлинять гребки и максимально уменьшать их количество на заданной дистанции. Если посмотреть на глиссера, стоя над водой, может показаться, что он плавает спокойно и расслабленно, но анализ действий под водой демонстрирует, что этот пловец вовсе не так эффективен (и быстр), как хотелось бы.



Адам: «Признаю, что в прошлом, перед тем как начать работать в Swim Smooth, я сам был «глиссером». Один из интереснейших моментов в нашей системе разделения пловцов на типы - это взаимосвязь между стилем исполнения и личностью пловца. Вот интересный пример: почти все «глиссеры» - «технари», к примеру, инженеры или специалисты в области компьютерных технологий. Чем же занимался я, перед тем как стать членом команды Swim Smooth? Как это ни смешно, но я был инженером, представляете?!»

Пловец типа глиссер

К сожалению, глиссеры свято верят в теорию о длинных гребках в вольном стиле настолько свято, что они дошли до этапа, на котором им пришлось добавить ощутимую фазу скольжения в начале гребка. Некоторые даже утверждают, что им нравится такая «передышка» между гребками, при этом они совершенно не осознают, насколько замедляются в этот момент. Такие паузы бездействия неэффективны для общего ритма, между гребками пловец существенно замедляется, и с каждым новым гребком ему приходится ускоряться заново. Многие глиссеры буквально проваливают локоть и кисть, пытаясь удлинить гребок, при этом они поворачивают ладонь вверх. Это очень вредит последующей фазе захвата и создает большое сопротивление. Мы называем этот прием «нажать на тормоза».


Скольжение во время гребка создает дополнительную проблему: оно замедляет частоту гребков и приводит к потере ощущения ритма и времени. Движения при плавании вольным стилем должны быть ровными и беспрерывными, одна фаза должна плавно перетекать в другую. Мертвые зоны и паузы нарушают ритм, общее согласование движений. Они вплетаются в общую техническую канву, и из-за этого их бывает очень трудно устранить, быть может, даже труднее, чем исправить все остальные ошибки. В этом таится горькая ирония, ведь многие глиссеры стремятся избегать ошибок и стараются всегда плавать правильно. Типичный глиссер учится плаванию вольным стилем во взрослом возрасте и поначалу добивается ощутимых успехов, усердно улучшая положение тела в воде и повороты. Но он довольно быстро останавливается в развитии и начинает топтаться на месте. Скорость, с которой он может плыть, обычно очень зависит от роста и длины рук: многие высокие глиссеры проплывают 100-метровую дистанцию приблизительно за 1:40, в то время как более низкие — за 2:00, и это в лучшие свои времена.

Глиссеры часто осознают, что чтобы наступили улучшения, им нужно увеличить темп и частоту гребков, но когда они пытаются это сделать, то ускоряют все свои движения и при этом продолжают скользить. Если вы сами прошли этот путь, то знаете, как это сложно: процесс чем-то напоминает езду по скоростной автостраде с включенным ручным тормозом! Вместо этого нужно исключить скольжение, улучшив технику захвата. Это естественным образом увеличит частоту гребков, а остальные движения будут выполняться с прежней скоростью. Когда вы научитесь лучше выполнять захват и уберете фазу скольжения, произойдет ощутимый скачок в скорости. Если же изменения не будут заметны, это означает только одно: нужно приложить больше усилий.

Глиссеры и силовые тренеровки

В крайних случаях девиз «Эффективность прежде всего» приводит глиссеров к игнорированию силовых тренировок, для них важны только занятия в бассейне. Особенно это относится к триатлетам, полагающим, что тренировки по велоспорту и бегу и без того помогут им справиться с нагрузками в плавании. К сожалению, это мнение полностью противоречит принципиальным основам тренировочного процесса и прямиком ведет к растренированности. Как итог: на соревнованиях такой спортсмен проплывет свой плавательный этап медленнее, чем он мог бы это сделать. Если до сих пор вы пренебрежительно относились к тренировкам на силу, то имейте в виду: начав заниматься физической подготовкой, вы значительно повысите ваши скоростные показатели.

Глиссеры и открытая вода

Плавание на открытой воде существенно отличается от плавания в бассейне, из-за того что тело постоянно раскачивают волны и рябь на поверхности воды. Даже на более или менее спокойной водной поверхности озера или реки небольшого волнового следа, оставшегося после других пловцов, будет достаточно, чтобы помешать вам и сбить общий ритм движений. Если на открытой воде у вас низкая частота гребков и при этом вы скользите, то продвижение будет замедляться, а из-за волнения на воде, созданного другими пловцами, вы еще и будете «застревать» в промежутках между гребками. Более быстрые и выносливые пловцы (например, свингисты) рассекают воду намного эффективнее, так как пауза между гребками у них меньше, а зачастую и вовсе незначительна. Такой стиль плавания больше отвечает условиям открытой воды.

Пол: «Из опыта работы с «глиссерами» я хорошо знаю, что многих из них расстраивают неудовлетворительные результаты на открытой воде. Отчасти это может компенсировать гидрокостюм, придающий дополнительную плавучесть и улучшающий положение тела в воде».

Основные ошибки

Глиссеры допускают основную ошибку, создавая мертвую зону в гребке при согласовании движений. Это происходит за счет скольжения во время гребка. Если эти пловцы будут работать над техникой захвата и ритмичностью работы рук, это поможет им ускориться и наконец-то сдвинуться на пути индивидуального прогресса.

Длинная пауза и последующее скольжение — все это можно наблюдать у глиссеров в начале каждого гребка; из-за мертвых зон они ухудшают ритмичность движений и снижают скорость.

Многие глиссеры ускоряют руку при проносе. Это движение мы обозначаем как ускоренное согласование. Намного лучше, когда руки начинают подмену перед головой: ведущая рука начинает выполнять захват, как только рука в проносе проходит рядом с головой.
Плохая техника захвата, при которой локоть провален слишком низко, а ладонь развернута вперед и, давя на воду, «включает тормоза». Это побочный эффект попытки плыть, применяя удлиненные медленные гребки. При этом плохая техника захвата замедляет гребок (см. главу 13), побуждая пловца скользить.

После скольжения глиссеру нужно поскорее начать захват, чтобы быстрее вернуться к правильному гребку. Поспешный захват провоцирует провал, когда рука проскальзывает сквозь воду, никак не влияя на продвижение в ней.

Во время плавания глиссеры часто дышат только на одну сторону. Как правило, так происходит из-за того, что частота гребков снижена настолько, что становится невозможным дышать через каждые три гребка из-за их длины. Со временем из-за дыхания на одну сторону пловец начинает немного заваливаться на бок, нарушается симметричность движений. Это особенно остро ощущается на открытой воде, так как из-за этого спортсмен будет постоянно сбиваться с курса.

Акцентированный удар, который часто используется для того, чтобы снова начать движение после длительной фазы скольжения. Чтобы создать движущую силу, необходимую для такого удара, пловец слишком сильно сгибает колено, тем самым создавая сопротивление и нанося вред вращению тела. «Глиссерам» намного больше подходит облегченный вариант работы ног, помогающий соблюдать высокое положение тела в воде и поддерживать хороший ритм.

Классический глиссер погрузил голову глубоко под воду, в то время как его локоть и кисть слишком провалены во время фазы скольжения.

Из-за паузы в движении ведущей руки глиссеры склонны слишком быстро выполнять захват и сводить обе руки у головы.

Из-за паузы в движении ведущей руки глиссеры склонны слишком быстро выполнять захват и сводить обе руки у головы.



После долгой фазы скольжения глиссерам приходится начинать акцентированные движения с помощью мощного удара от колена


Пловец типа Арни

Чаще всего к типу Арни относятся мужчины, но встречаются и женщины этого типа, мы ласково называем их Арнетт. По сути, эти пловцы — люди очень активные во всех сферах жизни, как правило, атлетичные от природы, успешные в спорте. Именно по этой причине их может несколько шокировать, что с плаванием все обстоит совершенно иначе; в сочетании с азартом и большими ожиданиями это может вызвать у них настоящее негодование!

Пол

Когда я разговариваю с пловцами типа Арни, они чаще всего говорят мне: «Я ничего не понимаю, ведь я в гораздо лучшей форме, чем другие, и, тем не менее, они плывут намного быстрее меня! Я бегу марафон, но никак не могу проплыть дистанцию вольным стилем!» Раздражение почти не покидает Арни, иногда кажется, что вода просто закипает от его гнева.

Пловец типа Арни

Пловец типа Арни

На рисунке Арни изображен подчеркнуто мускулистым. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть крепкое телосложение и большую мышечную массу, присущую многим Арни. Однако пусть это не сбивает вас с толку, есть Арни, сложенные совсем не так атлетично, но почти всегда у них большой объем сухой (а значит, «легко потопляемой») мышечной массы, и это серьезно влияет на их технику.

Арнетт нельзя назвать массивными, но они атлетичные, азартные в наземных видах спорта, точно так же, как и мужчины этого типа.

Арни — это типичный вид пловца, который с трудом продвигается в воде и находится в постоянной борьбе с ней. В доказательство приведем самые распространенные ошибки: «Арни» поднимают голову над водой при вдохе, допускают скрещивание ног («эффект ножниц») и удар от колена, их тело занимает довольно низкое положение в воде. Если вы относитесь к этому типу, вам может показаться, что дела плохи, но есть и положительный момент: это присущая вам атлетичность. Если получится усовершенствовать технику, направив усилия в эффективное русло, вам будет суждено продвинуться очень и очень далеко вперед.

Что касается скорости, классические Арни проплывают 100 метров в промежутке от 1:50 до 3:00 во время продолжительных заплывов, но могут развивать хорошую скорость и на коротких дистанциях. Если Арни будет работать над техникой, то сможет проплывать 100 метров менее чем за 1:50, хотя его и будет по-прежнему сдерживать низкое положение тела в воде.

Классический тип пловца Арни

Классический Арни с низким положением ног в воде.

Основные ошибки

Основная помеха в воде для Арни — низкое положение тела, вызванное целым рядом ошибок, над каждой из которых придется потрудиться поэтапно.

  • Склонность задерживать дыхание под водой, она создает ненужное напряжение и излишнюю плавучесть в груди, из-за этого поднимается передняя часть тела, а ноги уходят вниз. Поскольку у Арни, как правило, большой объем сухой мышечной массы, они всегда немного «тонут» в воде, именно из-за этого эти пловцы довольно уязвимы. Самое главное — работать над расслабленным плавным выдохом в воду, поскольку это помогает оптимизировать положение тела в воде.
  • Удар от колена, а не от бедра — основная особенность Арни Это существенно увеличивает сопротивление, занижая положение ног в воде. Организм пловца сжигает огромное дополнительное количество кислорода из-за слишком активного использования больших квадрицепсов (мышц передней поверхности бедра) и задних мышц бедра.
  • Арни плывут в воде плоско, упуская из внимания необходимость вращения плечевым поясом для удлинения и совершенствования гребка. Такая манера плыть слишком перегружает мышцы плеч, чем частично можно объяснить их быструю утомляемость.
  • Недостаточное вращение тела приводит к тому, что рука на боку разворачивается, и движущая сила относит ее за центральную ось тела перед головой, происходит закладывание. У Арни часто скованные верхняя часть спины и плечи; в сочетании с низким проносом рук это может еще больше увеличить закладывание.
  • Безусловно, у пловцов каждого типа может наблюдаться эффект ножниц, но Арни в этом превосходят всех, у них «врожденная» склонность к закладыванию рук. Из-за этого пловец немного теряет равновесие и делает неумышленный (часто подсознательно) скрестный удар ногой, предназначенный для восстановления равновесия. Эффект ножниц значительно увеличивает сопротивление, из-за этого ноги начинают тонуть, еще больше ухудшая продвижение в воде.
  • Во время плавания большинство Арни судорожно хотят вдохнуть и поднимают голову над водой, полностью игнорируя дыхание за переднюю волну. Подъем головы приводит к заниженному положению ног и увеличивает сопротивление.
  • Для Арни часто становится помехой недостаточная гибкость лодыжек, они не могут как следует вытянуть носки и оставляют кончики стоп над водой. Из-за этого ноги уходят вниз, возникает большое сопротивление. Надо работать над этой проблемой понемногу, но часто. Со временем вы сами увидите, насколько выиграете от повышения гибкости лодыжек.
  • У Арни плохая техника захвата, так как, выполняя его, они в начале гребка давят на воду вниз. Это приводит к подъему торса и занижению ног при полном отсутствии продвижения.
  • Фаза подтягивания под водой, как правило, выполняется прямой рукой, это ведет к перегрузке мышц плеч.

Технические ошибки в плавании пловца типа Арни

Из всех типов пловцов Арни больше других подвержены закладыванию рук

классическая ошибка Арни - эффект ножниц

Еще одна классическая ошибка Арни - эффект ножниц, из-за которого ноги начинают тонуть.

Хоть и не всегда, но зачастую Арни больше других грешат неумением сопоставлять реальную скорость и свои представления о ней. Очень часто они начинают заплыв слишком быстро, затем выдыхаются и резко снижают скорость. Очень важно развить в себе умение рассчитывать скорость и контролировать ее, это поможет вам раскрыть свой потенциал.


Пловец типа бамбино

Как правило, бамбино — это женщина, которая была бы рада показать хорошие результаты, и не только на соревнованиях, но и в процессе оздоровления или просто в плане самореализации. В основном «бамбино» не хватает в воде уверенности, и это отражается на исполнении.

Как правило, скорость бамбино колеблется от 2:00 до 3:00 на 100 метров. Классическим бамбино могут с трудом даваться 25-метровые заплывы вольным стилем; им кажется, что они тонут, после чего начинают судорожно вдыхать воздух. Даже если физическая подготовка достигла нужного уровня, многие из этих пловцов останавливаются после каждого отрезка, чтобы перевести дух.

Пловец вольным стилем типа бамбино

Адам: «Если вы относитесь к типу бамбино, не волнуйтесь, мы покажем вам, как скорректировать технику плавания и вселить в себя уверенность на воде. Большое значение имеет позитивный настрой, никогда не впадайте в уныние - вы достойны большего».Пловцам этого типа не стоит пользоваться традиционными советами. Они едва ли добьются результата, выполняя упражнения на равновесие и обтекаемость тела (как Арни), но достигнут существенных улучшений, поработав над захватом и частотой гребка — разделами техники, которые традиционно ассоциируются с более продвинутыми пловцами. Дело в том, что из-за плохого «чувства воды» и недостаточной ритмичности движений бамбино очень сложно добиться улучшений, не позаботившись в первую очередь именно об этих элементах.Бамбино — это часто невысокий пловец с маленькими и короткими руками. Это означает, что длинные и скользящие гребки вряд ли сработают в данном случае. Если вы относитесь к типу бамбино, помните, что при вашем телосложении из-за скольжения в гребке вы можете плыть неэффективно, причем это грозит вам больше, чем пловцам остальных типов. Эффективность намного повысится, если вы будете выполнять гребки чаще и энергичнее.Пол: «Если у вас есть возможность подыскать хорошую группу или команду по плаванию, мы настоятельно рекомендуем вам посещать общие тренировки. Даже если вы не станете самым быстрым среди участников своей группы, совместные занятия очень помогут добиться неожиданных результатов. Они могут сотворить настоящее чудо: вы станете увереннее в себе, ощутите радость достижений!»

Основные ошибки

Самым главным сдерживающим фактором развития у «бамбино» являются плохая ритмичность и неумение согласовывать движения. Это обусловлено неуверенностью в себе и плохой координацией.

  • Обычно бамбино задерживают дыхание под водой, из-за этого в легких и кровеносной системе скапливается углекислый газ, провоцируя скованность и чувство тревоги. С этим связана их водобоязнь.
  • Медленные движения, в которых не хватает ритмичности и активности. Чем больше бамбино боится воды, тем более вялыми становятся его движения.
  • Плохое чувство воды, при котором рука проскальзывает, не создавая никакого продвижения.
  • Склонность к закладыванию рук у головы, в дальнейшем это ведет к ухудшению чувства воды.
  • Плохое чувство воды означает, что во время дыхания ведущая рука давит на воду вниз, лишая тело опоры. Поэтому многим бамбино так сложно дышать во время плавания; часто они могут нахлебаться воды, пытаясь не вовремя вдохнуть.
  • Плохая работа ног, так как они часто выполняют удар от колена. В результате перегружаются квадрицепсы и сухожилия, увеличивается сопротивление.
  • Склонность выталкивать воду не назад, а наверх в конце гребка. Ноги опускаются вниз, продвижение отсутствует.

Технические ошибки в плавании

Из-за неправильного дыхания ведущая рука у бамбино резко ушла вниз, лишив тело опоры.

Технические ошибки в плавании пловца типа бамбино

Подобно Арни, бамбино часто выполняют удар от колена, чем провоцируют большое сопротивление и занижают положение тела в воде.

Пловец типа ударник

Как и в случае с бамбино, среди представителей «ударников» чаще встречаются женщины, но в отличие от бамбино у них, как правило, в большей или меньшей мере присутствует опыт в плавании. Уже по названию можно догадаться, что отличительная черта этих пловцов — мощные удары ногами в шестиударном кроле, возмещающие относительно слабую технику захвата (рука находится на линии головы). Гребок мало помогает этим пловцам в создании продвижения, потому они вынуждены компенсировать это мощными ударами ног.

Пловец типа ударник

Пловец типа ударник

В детстве многие ударники занимались плаванием, но оставили занятия в подростковом возрасте. Сценарий, описанный ниже, распространен среди людей, привыкших плавать, полагаясь в основном на работу ног. Руки у детей развиваются позднее ног, так же, как и мышечная координация (Процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. — Прим. ред.), необходимая для хороших движений верхнего плечевого пояса. Вернувшись в плавание взрослым человеком, ударник продолжает заниматься точно так же, как делал это раньше в детстве, не меняет привычек. Поэтому такая категория пловцов и получила наименование ударники.

Пол: «Проблема слишком энергичных ударов ногами заключается в том, что эта техника совершенно неэффективна для продвижения. Если перебросить создание движущей силы на работу рук, вы увеличите скорость или просто облегчите сам процесс плавания при прежней скорости».

Многие ударники настолько привыкли выполнять мощные удары ногами, что большинство из них даже не чувствует их учащенную работу. Забавно, но многим, напротив, кажется, что их удары слабоваты! Иногда это происходит из-за того, что они не ощущают должного продвижения: несмотря на то что все «ударники» интенсивно работают ногами, техника у многих очень хромает, поэтому, несмотря на все усилия, их продвижение очень невелико.

Адам: «Верным доказательством того, что именно из-за частой работы ног вы задыхаетесь в воде, будет заплыв с колобашкой, при этом нужно держать ноги вытянутыми позади. Несмотря на то что вы будете плыть медленнее и потеряете движущую силу, создаваемую ногами, понаблюдайте за своим дыханием: если дышать стало намного легче, то это верное доказательство того, что вы излишне активно работаете ногами».

Одним из недостатков слишком активной работы ног может быть большой объем кислорода, потребляемый организмом: из-за него многие ударники во время плавания задыхаются. Большинство из них знают об этой проблеме и считают ее следствием недостаточной физической подготовки.

Ударники очень различаются по скорости, которая может колебаться от 2:00 до 1:20 на 100 метров в зависимости от движущей силы, создаваемой руками, а также от эффективности работы ног. При поверхностном сравнении у ударника есть некоторое сходство с пловцом типа смуз, который также использует шестиударное согласование, вот только его работа рук участвует в создании движущей силы ничуть не меньше работы ног.

По очевидным причинам ударникам не по душе плавать с колобашкой (блокируется работа ног), ведь с ней они плывут заметно медленнее. Интересно, что им также не нравится плавать в гидрокостюмах, поскольку они благодаря своей плавучести слишком высоко подымают ноги, из-за чего ударники теряют равновесие. Теряется также и продвижение, потому что ноги начинают выбрасываться из воды. Если вы заметили у себя эти особенности, то заглянув в раздел с описанием работы по совершенствованию техники исполнения, сможете улучшить и навыки плавания в гидрокостюме.

Черты характера классического ударника представляют особый интерес: это часто тихий и замкнутый человек, сторонящийся всеобщего внимания. Создается впечатление, что эти люди вполне счастливы, когда им удается оставаться незамеченными и продолжать плавать как им удобно. Однако на самом деле им хочется улучшений так же, как и всем остальным пловцам. Часто создается впечатление, что ударникам быстро надоедает долгое однообразное плавание. Чтобы поддержать их интерес, нужно формулировать разнообразные задачи, постоянно создавая для них маленькие сложности.

Мужчины-ударники

Распознать их бывает немного сложнее. Они применяют не столь быстрые удары, зачастую работа ног довольно медленная, но амплитуда их движений намного шире. Несмотря на то что их толчки не такие яростные, они по-прежнему остаются основным источником движущей силы и буквально истощают пловца. Кроме того, в отличие от традиционного ударника работа ног у мужчин может иметь такую особенность: выполняется четыре мощных удара, а следом два более легких.

Основные ошибки

Наибольшие сложности в работе ног происходят из-за слишком слабого захвата и плохого чувства воды в начале гребка. Если улучшить захват, удары ногами естественным образом начнут согласовываться с работой рук. Мы отнюдь не пытаемся «сломать» вашу технику, просто хотим научить вас контролировать ее.

  • Очень сильные удары ног, отнимающие много энергии. Более медленные ударники могут выполнять их от колена, из-за чего продвижение уменьшается, а сопротивление увеличивается.
  • Слабый захват и плохое чувство воды. Как правило, в начале гребка они давят на воду вниз прямой рукой, вместо того чтобы, подняв локоть, проталкивать ее назад.
  • Закладывание — очень распространенное среди ударников явление, которое в дальнейшем плохо сказывается на ударников. В отличие от других классических «нарушителей правил», ударников в большинстве своем не подвержены эффекту ножниц благодаря быстрому непрерывному движению ног, сглаживающему этот эффект.
  • Многие ударников выполняют подтягивание чересчур прямой рукой, совершают гребок под корпусом, пытаясь создать дополнительную движущую силу. Хорошая техника подразумевает сгибание локтя, так чтобы в движении были задействованы большие мышцы спины, груди и верхнего плечевого пояса.
  • Плохое вращение тела приводит к тому, что пронос выполняется скорее сбоку от тела, а не над ним. У классических ударников это вызывает скованность и дискомфорт.

Технические ошибки в плавании

Ударники любят работать ногами и делают это очень усердно!

Технические ошибки в плавании пловца типа ударник

Ударники склонны выполнять подтягивание воды прямой рукой.

Пловец типа свингист

Свингисты — это почти всегда опытные пловцы, у них за спиной годы занятий плаванием, зачастую с юного возраста.

Классическому свингисту присущи более короткие, чем у пловцов других типов, гребки, но он компенсирует эту особенность их высокой частотой; такая узнаваемая энергичная манера исполнения совершенно естественна для них, иное исполнение кажется им невероятно сложным и довольно странным. Хорошая новость заключается в том, что ломать эту технику совсем не нужно, достаточно только ее усовершенствовать и хорошо потрудиться над развитием природной силы и ритмичностью — тогда эти пловцы моментально могут набрать исключительную скорость, причем как в бассейне, так и на открытой воде.

Пол: «Если бы я рассказал вам о пловце, который совершает от 50 до 52 гребков на 50-метровом заплыве, то вряд ли бы произвел на вас впечатление. Вы, скорее всего, посчитаете, что он не очень хороший пловец и должен был бы выполнять намного меньше гребков на данной дистанции. Но что если я скажу, что речь идет о француженке Лауре Манаду, выигравшей золото на Олимпиаде в Афинах в 2004 году на дистанции 400 метров вольным стилем? Тогда в Афинах она побила мировые рекорды на дистанциях 200 и 400 метров. Лаура и подобные ей пловцы бросают вызов традиционным методикам, гласящим, что вы, чтобы быть эффективным, всегда должны использовать длинный гребок. В общем, пришло время познакомиться со «свингистом», быстрым и эффективным пловцом, возможности которого, однако, явно недооценивали и не приветствовали -до нынешнего момента!

Пловец типа свингист

Пловец типа свингист

Высокая частота гребков, наблюдающаяся у «свингистов», свидетельствует о том, что они выполняют вращения плеч с меньшим углом по сравнению с пловцами типа «смуз». Это означает, что их руки проносятся скорее в стороне от тела, а не над ним. При этом «свингисты» выполняют пронос более выпрямленной рукой. Раскачивание прямых рук при проносе — характерный признак «свингиста», собственно, из-за этого и пошло название этого типа пловцов.

Что касается скорости, то тут показатели свингистов могут очень различаться в зависимости от уровня совершенства их навыков. «Свингисты», не оптимизировавшие технику, могут плыть со скоростью около 1:45 на 100 м, в то время как «свингисты» элитного уровня показывают и 1:00 на такой 100-метровой дистанции, выдавая ту же результативность, что и смузы при заплывах от 400 метров и более.

У свингистов есть природная предрасположенность к плаванию на длинные дистанции. Как правило, спринт им не по душе. Они очень общительные и любят поскорее приняться за дело, без промедлений или долгих раздумий.

Адам: «Движения свингистов, если смотреть над водой, могут показаться порывистыми и несовершенными. На протяжении многих лет именно это провоцирует плохие отзывы в мире плавания. Когда изобрели видеооборудование для подводной съемки, появилась возможность наблюдать за движениями с еще одного чудесного ракурса: подводного. Отсюда техника усовершенствованного свингиста кажется настоящей поэзией в движении: чудесный захват, идеальный ритм и согласование — все это производит впечатление отлаженной системы, работающей в полной гармонии!»

Пол: «Когда я прошу «глиссеров» подумать, какие движения в их исполнении можно сократить, они, поразмыслив, могут предложить практически любое движение. Но попробуйте задать тот же вопрос свингисту — и в ответ вы, скорее всего, получите бессмысленный взгляд или ответ в духе: «Там нечего сокращать!» Способность (и предпочтение) свингиста отключать мозги и просто плыть — это преимущество, как на это ни посмотри. Очень большое значение имеет вдумчивая работа над техникой плавания, упражнения (а свингистов частенько можно обвинить в манкировании этой частью плавательной науки), но во всем остальном очень важно брать и просто плыть. Именно в этом — все свингисты. «Хватит говорить, давайте скорее в воду!» — это на сто процентов их девиз».

Свингисты, не усовершенствовавшие свою технику, могут допускать такие ошибки, как закладывание, эффект ножниц и поспешный захват, но основная техника ударов и ритмичности соблюдается всегда. Если вы свингист, но за долгие годы ваша техника «износилась», вам нужно потратить некоторое время на тренировки и отработку исполнения. Вы отшлифуете технику довольно быстро и скоро сможете вернуться к излюбленному занятию: долгим и быстрым заплывам!

Свингист и плавание на открытой воде

Плавание на открытой воде — это от природы сильная сторона «свингистов», в этой среде они действительно лидируют. Высокая частота гребков помогает им буквально пробивать рябь и волновой след, который оставляют за собой другие пловцы. Свингистам с их природной расположенностью к соревнованиям, требующим большей выносливости, больше всего подходят заплывы на длинные дистанции. Несмотря на то что в бассейне талантливые пловцы с более длинным и плавным гребком могут их обойти, «свингисты» всегда отплатят им той же монетой на открытой воде.

Как стать свингистом

Во многих отношениях свингисты делятся на две категории: те, кто от природы наделен определенной техникой (классические свингисты), и те, кто научился ей по мере необходимости. Многие пловцы с низким ростом или короткими руками вынуждены использовать ускоренные движения для того, чтобы плыть быстро и эффективно. Они стремятся стать «свингистами», работая над своей техникой. Другие же стремятся улучшить результативность на длинных дистанциях на открытой воде или в триатлоне. Поэтому даже если они могут плавать в стиле «смуз», они выбирают освоение техники свингистов для повышения своей эффективности в определенных соревновательных условиях. Такие спортсмены часто могут по желанию переключаться с одного стиля на другой.

Не спешите с выводами о том, что все пловцы с длинными руками — это смузы, а с короткими — свингисты. И если второе утверждение, скорее всего, будет справедливым, то первое — далеко не всегда верным. Существует много пловцов с длинными руками, которые от природы наделены очень быстрой техникой «свингиста», такие, например, как Лаура Манаду и Шелли Тейлор-Смит.

усовершенствованный стиль плавания свингиста

Легенда в мире плавания Шелли Тейлор-Смит демонстрирует усовершенствованный стиль свингиста: она выполняет захват с согнутым локтем, в то время как рука в проносе совершает раскачивающее движение сбоку.

Классические ошибки свингистов, не усовершенствовавших свою технику

Свингисты — опытные пловцы, по этой причине их техника не нуждается в принципиальных изменениях. Вместо этого им, скорее всего, нужно немного подкорректировать несколько моментов, устранив любой намек на закладывание, улучшив технику захвата и, возможно, закрепив двухударное согласование.

  • Распространенные ошибки свингиста, нуждающиеся в коррекции, — закладывание у головы во время входа руки в воду или пересечение рукой воображаемой линии вдоль центральной оси тела. За долгие годы эти ошибки могли привести к проблемам с гибкостью и положением в воде.
  • Вход с большого пальца — другая распространенная ошибка. В некоторых случаях пловцам действительно кажется, что это естественный способ выполнить вход, в других же они научились этому под руководством тренеров, когда были юниорами. В любом случае это нужно исправлять из-за высокого риска нанести себе травму плеча. На самом деле многие свингисты уже мучаются от боли, спровоцированной этой ошибкой.
  • Слишком поспешная фаза захвата бывает вызвана желанием свингиста немедленно набрать высокую скорость. Если такой пловец научится немного выжидать во время захвата, это позволит ему обеспечить более высокое положение локтя во время фазы захвата и улучшить продвижение в воде.
  • С годами многие свингисты зачастую приобретают немного плоскую манеру плыть, им стоит немного больше вытягивать руку во время гребка. Всегда нужно выдерживать верный баланс между длиной и частотой гребка, в то время как свингист однозначно склоняется к более коротким и частым гребкам, иногда допуская некоторый перебор. В этом случае стоит немного удлинить гребок.
  • Несмотря на свой опыт в плавании, свингисты могут больше других грешить задержкой дыхания под водой. Если они улучшат дыхательную технику, то легко смогут дышать билатерально. По сути, при свойственной им высокой частоте гребков вдох через каждые пять гребков может быть вполне достижимой целью.

ошибки в стиле плавания свингиста

У Сэма одновременно присутствуют все три самые распространенные ошибки свингиста: задержка дыхания, вход с большого пальца и вкладывание руки за линию по центру от оси тела.


Пловец типа смуз

Именно этот тип все представляют себе, когда речь заходит об эффективном плавании. Смуз — объект зависти для всех в бассейне, и все из-за его расслабленности, когда он, казалось бы, без труда плывет в воде, применяя шестиударное согласование. Он силен во всех аспектах техники, чудесно выполняет повороты и старты, он, как правило, опасный соперник в заплывах не только вольным стилем, но и на спине, брассом и баттерфляем. Большинство элитных пловцов относятся к типу смуз, среди них такие выдающиеся спортсмены, как Иан Торп и Александр Попов. Несмотря на то что многие из наблюдателей полагают, что их стиль очень эффективен, а потому хорошо подходит и для заплывов на большие дистанции, на самом деле все обстоит как раз наоборот. Большинство элитных пловцов типа «смуз» преуспевают в спринте и на средних дистанциях (200 и 400 метров) вольным стилем.

Пловец типа смуз

Пловец типа смуз

Почти все пловцы типа смуз могут похвастаться большим опытом плавания в детстве, очень мало кто из взрослых сможет добиться такого уровня без соответствующей длительной подготовки, хотя такое, конечно, и возможно. Смузы — талантливые пловцы с отличными техническими навыками, координацией и ощущением движений в воде. Если им потребуется внести какие-либо изменения в технику, смузы делают все быстро и легко, главное — правильно объяснить им, что требуется сделать.

Стиль плавания смуза, безусловно, самый эффективный, но это не делает его «легким», как может показаться многим пловцам. Любой пловец-смуз скажет вам, сколько усилий он на самом деле прилагает, когда плывет: его исполнение требует огромного контроля и технических навыков, из-за которых и создается впечатление, что он не прикладывает никаких усилий. Попробуйте взглянуть на его движения так же, как на движения спортивного гимнаста или балетного танцора: они невероятно грациозны и уравновешенны, но это достигается за счет большой силы и полного контроля.

Эту особенность важно осознавать, ведь многие пловцы пытаются копировать исполнение типа смуз, следуя концепции «плавание без усилий», и это приводит к низкой скорости, плохой ритмичности и неважной согласованности. В итоге — ничего похожего на эффективность. Несмотря на то что со стороны создается впечатление, будто у пловца-смуза низкая частота гребка, это только иллюзия, рожденная их скоростью, она же в действительности обусловлена и частотой гребков. Эти пловцы выполняют около 65-75 гребков в минуту при постоянной средней скорости, около 75-85 гребков в минуту — во время официальных заплывов, и даже большее количество, когда выступают на соревнованиях в спринте на дистанции 50 метров.

В отличие от смузов многие глиссеры выполняют 50 гребков в минуту, а то и меньше, замедляя свое продвижение специальными паузами и скольжением во время гребков.

Став взрослыми, многие смузы испытывают отсутствие мотивации. Несмотря на то что это зачастую тихие и скромные люди, они очень уверены в своих способностях в воде и знают, что при определенных усилиях могут вернуть себе невероятную скорость. Это для них не вопрос, настоящий вопрос состоит в другом: как постоянно создавать для себя новую мотивацию, как победить демонов внутри самого себя?

Пол: «В Перте я столкнулся с удивительно большим количеством пловцов типа смуз. Возможно, их так много из-за огромного числа взрослых австралийцев, которые в детстве занимались плаванием на постоянной основе. У них часто отсутствует мотивация, и я убежден, что снова вдохновить их можно только сменой условий занятий. У многих из них с детских лет развилась аллергия на черную разметку на дне бассейна, отвращение к тяжелым тренировкам в бассейне: слишком много плохих воспоминаний. Вы можете разрешить эту проблему, поставив перед собой новые цели, к примеру, переход на открытую воду: либо занимаясь непосредственно плаванием, либо приобщаясь к триатлону. Далее мы подробнее остановимся на усовершенствованиях, которые, возможно, понадобится осуществить в технике плавания для того, чтобы раскрыть ваш потенциал вне бассейна».

стиль плавания смуза

Олимпийский чемпион Йоно ван Хейзел демонстрирует классический пронос при вы положении локтя.

Смуз и открытая вода

По сравнению со свингиствми гребки у смузов длиннее и реже. Несмотря на то что они не допускают паузу и скольжение в гребке подобно глиссерам, нечастые движения рук — это все же недостаток на открытой воде, который может несколько замедлять продвижение, когда тело раскачивают рябь и волновой след, оставленный другими пловцами. Вас может неприятно шокировать тот факт, что на открытой воде некоторые из свингистов, которых вы легко обгоняете в бассейне, внезапно плывут бок о бок с вами или вовсе вырываются вперед. К счастью, существует решение этой проблемы: после некоторых изменений в технике плавания вы сможете стать намного эффективнее на открытой воде и научитесь беречь силы для последнего рывка на финишной прямой.

На открытой воде важно практиковать пронос более прямой рукой, так как классический высокий локоть и низко двигающиеся руки могут сталкиваться с волнами и рябью на воде. Немного раньше нужно начинать захват, это увеличит частоту гребков и поможет вам лучше и эффективнее продвигаться на неспокойной воде. Мы не собираемся превращать вас в высокоскоростного свингиста, этот вариант вам просто не подойдет, но нам нужно сократить и немного ускорить ваш гребок. Если вы занимаетесь триатлоном, то поймете аналогию с низкой передачей, вы двигаетесь с той же скоростью, постепенно увеличивая частоту педалирования: каждый гребок будет даваться вам все легче и легче.

Поскольку вы относитесь к типу смуз, ваши движения будут плавными и симметричными — это поможет держать верный курс на открытой воде. Но при этом нужно поработать над такими навыками, как драфтинг, обозревание и навигация, они критичны для будущих профессионалов на открытой воде. Если вы смуз и хотите перейти на открытую воду, очень полезно заглянуть в Часть III нашей книги. Надеемся, это добавит энтузиазма в ваши занятия по плаванию.

Основные ошибки

  • Самой распространенной ошибкой у пловцов типа «смуз» бывает давление на воду вниз во время захвата слишком прямой рукой. Вы по-прежнему будете неплохо продвигаться вперед, но при этом выдавливание воды вниз ведет к дополнительному расходу энергии и нарушает ритм движений.
  • Несколько чрезмерная работа ног (возможно, немного смещаясь к типу «ударник») — еще одна распространенная ошибка, которую связывают с ухудшением движущей силы рук. Когда вы отработаете захват и чувство воды, достигнув своего прежнего уровня, необходимость в этих ударах ногами отпадет сама собою, и вы заметите, как уменьшится потребность в кислороде при более спокойной работе.
  • Небольшое скольжение при проваленном локте во время вытягивания руки — еще одна распространенная ошибка у тех «смузов», которые пытаются акцентировать внимание на длине своего гребка. При таком количестве литературы и статей в интернете об удлинении гребка неудивительно, что некоторые из пловцов подпали под влияние этих взглядов и ввели небольшое скольжение в структуру и согласование своего гребка.
  • Задержка дыхания, которой учат спринтеров, к которым по определению относятся многие пловцы «смуз». При мощных ударах ногами дополнительная плавучесть в груди позволяет им не тонуть, а эффективность дыхания на спринтерских дистанциях не имеет большого значения. Однако при заплывах вольным стилем на длинные дистанции очень важно постоянно плавно выдыхать, как только ваше лицо будет погружаться в воду.
  • Поздний вдох, как ни странно, — очень частая ошибка пловцов «смуз». Она случается, когда поворот головы для вдоха немного запаздывает и происходит после поворота корпуса, в то время когда они, по сути, должны происходить одновременно. Это сокращает время для вдоха и увеличивает кислородный долг: поработайте над исправлением этой ошибки, и вы заметите значительные изменения в процессе расслабления.

Адам: «Ошибки у смуза? Вы, наверное, думаете, что рассказ о них не займет здесь много места. Но на самом деле без критики со стороны тренера после соревнований техника пловца может ухудшиться. Всегда найдется пара-тройка вопросов, над которыми нужно будет поработать. Чаще всего они касаются техники захвата. Вы по-прежнему можете замечательно смотреться в воде, но есть вероятность, что ваши удары в работе ногами слишком сильны. Это происходит, чтобы компенсировать некоторый недостаток продвижения в связи с работой рук. Даже если вы уже несколько лет не занимались плаванием, то вскоре приведете в порядок свои навыки и сами удивитесь тому, насколько быстро снова сможете плыть. Возможно, даже побьете некоторые из своих прежних рекордов».

ошибки в стиле плавания смуза

Мишель — классическая представительница типа смуз, она некоторое время не занималась плаванием. Ее техника работы ногами и выдоха в хорошей форме, но она слишком далеко вытягивает руку и немного проваливает локоть. Это вредит ее «чувству воды».

профессиональный триатлет

Профессиональный триатлет Гай Кроуфорд - представитель типа смуз, которому нужно немного поправить технику захвата. Он вот-вот согнет локоть, для того чтобы осуществить захват, но ему нужно делать это немного быстрее: по идее на этой фотографии мы уже должны были бы видеть, как сгибается его локоть.


Полное описание «работы над ошибками» для всех типов пловцов вы найдете, заглянув в Приложение Б книги "Эффективное плавание". Адам Янг

0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.
ЗАКРЫТЬ
CASHBACK -
Это возврат потраченных средств на ваш счет в виде баллов*
3% от заказа
при регистрации
5% от заказа
заказ от 50.000₽
7% от заказа
заказ от 70.000₽
* 1 балл = 1 рубль
Срок действия кэшбека 2 месяца
Кэшбек не начисляется на товары, участвующие в акциях